СОВЕТЫ Бондарского района, местные органы власти и самоуправления. Вол. и сел. Советы крест. деп. на совр. терр. р-на были образованы в 1918. По Конституции РСФСР 1918, сельсоветы являлись низовыми органами единой системы Советов. Сел. советы избирались сходом жителей села по норме – 1 деп. на каждые 100 чел. Как правило, по составу сел. советы были немногочисленными: пред., секр., 3-5 членов. Сел. советы имели 3-хмесячный срок полномочий. С 1922 срок их полномочий был продлен до 1 года. Высшим органом власти на терр. вол. являлись вол. съезды Советов. В вол. съездах участвовали представители сел. советов (1 деп. от каждых 10 членов Совета). Вол. съезд для текущей работы избирал из своего состава исполком, к-рый ведал жизнью всей вол.
В связи с введением нового адм.-терр. деления СССР 30.7.1928 был образован Бондарский р-н. В составе р-на находилось 34 сел. совета. Высшим органом власти на терр. р-на являлся р-ный съезд Советов рабочих, крест. и красноармейских деп., в промежутках между съездами – р-ный исполком. Дел. избирались населением на изб. собраниях по норме 1 дел. от 300 жителей. Съезды созывались 1 раз в год. За время существования р-на было проведено 5 съездов. Документы о проведении 1-го съезда не сохранились. Райисполком подчинялся как съезду Советов, так и облисполкому. Для текущей работы райисполком избирал президиум. Основной формой деятельности райисполкома являлись пленумы. Райисполком имел право издавать обязательные постановления и налагать адм. взыскания; отменять, изменять и приостанавливать постановления и распоряжения нижестоящих Советов, а также подведомственных органов; назначать сроки созыва р-ных съездов и проведения выборов в сел. советы; организовывать р-ную изб. комиссию и утверждать пред. сел. изб. комиссий; отменять выборы, проведенные с нарушением законов; утверждать списки граждан, лишенных изб. прав и рассматривать их ходатайства о восстановлении в изб. правах.
Конституцией СССР 1936 упразднена система съездов Советов, Советы всех звеньев стали постоянными органами. Представительные органы власти переименованы в Советы деп. трудящихся. Существенным изменениям подверглось изб. право, оно стало всеобщим, равным. Конституция ввела прямые выборы. Тайное голосование было объявлено одним из важнейших конституционных принципов. Выборы в р-ный и сел. советы деп. трудящихся, в соответствии с новым законодательством, были проведены 24 декабря 1939. Высшим органом гос. власти в р-не стал р-ный Совет. Срок его полномочий - 2 года. В состав р-ного Совета было избрано 50 чел. Депутатский корпус сел. советов состоял от 9 до 25 чел. Гл. организационной формой деятельности советов стали сессии. Решения советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на терр. совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Для осуществления своих задач советы на период своих полномочий образовывали постоянные комиссии по основным отраслям деятельности. Согласно Конституции СССР, р-ный совет руководил деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивал охрану гос. порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководил местным хоз. и культурным строит-вом, устанавливал местный бюджет. Конституция упразднила президиум райисполкома, сохранив исполком в качестве исполнительного и распорядительного органа, разграничила его права и обязанности от прав и обязанностей совета. Райисполком не заменял р-ный совет в период между сессиями. Он организовывал проведение в жизнь решений р-ного совета, управлял хоз. и культурным строит-вом на своей терр. Исполнительные комитеты избирались из числа деп. в составе: пред., зам. пред., секр., члены.
По Конституции СССР 1977 г., советы деп. трудящихся были переименованы в советы нар. деп. Увеличился их численный состав и составил в рай-ном звене 75 чел., в сел. – от 25 до 45 чел. Срок полномочий советов был установлен в 2,5 года. В соответствии с Законом «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР», принятым на 11-ой сессии Верх. Совета РСФСР 27.10.1989, численность деп. корпуса изменилась в сел. советах от 15 до 30 чел., в р-ном составила 35 чел. В соответствии с Законом РСФСР от 27.10.1989 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» произошло разделение функций мест. советов и исполкомов. На 1-й сессии 21-го созыва р-ного совета нар. деп. 14.3.1990 был сформирован президиум р-ного совета, избраны пред. р-ного совета и пред. райисполкома,. Статьей 92 Закона было установлено, что лица, входящие в состав исполкомов, за исключением пред., рук-лей отделов и управлений исполкома, не могут быть деп. совета, которым они назначаются или избираются. Закон увеличил срок полномочий советов до 5 лет. В 1991 была проведена реорганизация органов исполнительной власти на местах. Полномочия райисполкома были прекращены 30 декабря с момента вступления в должность главы адм-ции р-на. Адм-ция района стала правопреемником райисполкома. Постановлением главы адм-ции р-на от 13.1.1992 были назначены главы адм-ций сел. советов. Полномочия исполкомов сел. советов были прекращены. Деятельность р-ного и сел. советов нар. деп. была прекращена в соответствии с Указом Президента РФ от 9.10.1993 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». Их функции были переданы адм-ции р-на и сел. адм-циям. Постановлением главы адм-ции р-на от 4.3.1994 было утверждено Положение об основах местного самоуправления в р-не на переходный период. В границах терр. существовавших сел. были образованы сел. волости. Сформирован представительный орган р-на – р-ный совет представителей волостей, в состав которого вошли главы адм-ций р-на и 11 сел. волостей. Глава адм-ции р-на являлся пред. совета, координировал и направлял его деятельность. Совет устанавливал местные налоги и сборы, утверждал мест. бюджет и отчет о его исполнении, программы развития р-на. Р-ный совет представителей волостей прекратил деятельность 27.9.1995. В сел. волостях в переходный период работали советы старост. В 1995 в границах терр. сел. волостей были вновь образованы сел. советы. Деятельность представительных органов местного самоуправления была возобновлена после прошедших 17.12.1995 выборов деп. р-ного и сел. советов нар. деп. Должность главы адм-ции района с 1996 являлась выборной, с 2008 глава адм-ции являлся главой р-на. С 2011 глава адм-ции назначается на должность по контракту. В наст. время к органам местного самоуправления р-на относятся: представительный орган – р-ный совет нар. деп. (18 депутатов), основная форма деятельности - заседания, срок полномочий - 5 лет; глава р-на – высшее должностное лицо р-на, избирается р-ным советом из своего состава на срок полномочий р-ного совета и исполняет полномочия пред. р-ного совета; адм-ция р-на – исполнительно-распорядительный орган р-на, наделенный Уставом р-на полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных гос. полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тамбовской обл. В наст. время на терр. р-на имеется 8 сельсоветов: Бондарский, Граждановский, Кривополянский, Кершинский, Митропольский, Нащекинский, Пахотноугловский, Прибыткинский. Структуру органов местного самоуправления сельсоветов составляют сел. Совет нар. деп., глава сельсовета, адм-ция сельсовета. Количественный состав депутатов – 7-13 чел. Глава сельсовета (выборная должность с 1995) возглавляет адм-цию сельсовета, входит в состав селсовета с правом решающего голоса и исполняет полномочия пред. селсовета.
Ист.: ГАТО. Ф. Р-25. Оп.1. Д.389; Муниципальный архив Бондарского р-на. Ф.1. Оп.1. Д.1546; Ф.41. Оп.1. Д.2; Ф.186. Оп.1. Д.3,46,82,123.
Лит.: Советы Тамбовской губернии в годы гражданской войны. 1918-1921. Сб. док-тов и материалов. Воронеж, 1989; Советы Тамбовской области. 1922-1956. Сб. док-тов и материалов. Воронеж, 1991; Советы Тамбовской области. 1956-1985. Сб. док-тов и материалов. Тамбов, 1992; Государственный архив Тамбовской области. Путеводитель. Воронеж, 1987.
М.В.Шабалова